Татьяна Никитична Толстая

Говоря о потомках А.Н. Толстого, конечно же, нельзя не вспомнить о Татьяне Никитичне Толстой, которая, как и ее дед, нашла свое призвание в писательстве.

Она родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде в семье Никиты Алексеевича Толстого – старшего сына Алексея Толстого и Натальи Васильевны Крандиевской. С юных лет Татьяна связывала свое будущее с литературой и в после окончания школы поступила в Ленинградский университет на отделение классической филологии (с изучением латинского и греческого языков).

В 1983 году писательница перенесла операцию на глазах, после которой ей пришлось, по ее словам, читать было нельзя и «в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов»: «Лет тридцать назад я делала коррекцию зрения, и в то время это было не как сейчас — зашел и вышел, — тогда это было делом опасным. Три месяца после операции свет страшно резал глаза, и я сидела дома в солнечных очках и за темными занавесками, выходя на улицу ночью, как вампир. Незадолго до истечения реабилитационного срока у меня открылось какое-то внутреннее видение: я стала видеть прошлое, как кино… Все, что нужно было знать о литературе, о том, как создавать ее, открылось мне в один прекрасный момент. И это я приписываю вынужденной медитации, смысл которой – выкинуть весь мусор, который накопился в голове и в душе. Длительное ничегонеделание (если, конечно, у вас нет депрессии) способствует новым открытиям – у всех в этом смысле есть шанс измениться». В этом же году произведения и критические статьи Татьяны Толстой начали публиковаться в толстых журналах – «Аврора», «Новый мир», «Вопросы литературы», – а рассказ «На золотом крыльце сидели…» был признан одним из лучших литературных дебютов.

Однако по-настоящему популярным стал ее первый роман «Кысь», вышедший в 2000-ом году и принесший ей престижную премию «Триумф». Написанный в жанре постапокалиптической антиутопии роман сразу бы принят к постановке многими театрами, а в 2001 году в эфире государственной радиостанции «Радио России» был осуществлён проект литературного сериала по нему.

В 2002 году писательница впервые появляется на телевидении в телевизионной передаче «Основной инстинкт» и становится соведущей телепередачи «Школа злословия», которая получает признание телекритики. За «Школу злословия» в 2003 году Татьяна Толстая получает премию «ТЭФИ» в категории «Лучшее ток-шоу» .

Конечно, как у любого талантливого автора, у Татьяны Никитичны есть свои литературные предпочтения: она не раз говорила о своей любви к русской классике – произведениям Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Н.В.Гололя и особенно К.И.Чуковского, статьи, мемуары, воспоминания, книги о языке и переводы которого сильно повлияли на ее формирование как писателя и человека. Зато, по ее мнению, иметь предков литераторов может иногда мешать самому начать писать: «Отец всегда говорил: «Пиши, пиши, ты можешь». Начинать с такой армией прекрасных писателей в родословной было, скажем так, стремно».

Вместе с тем, у Татьяны Толстой и ее знаменитого деда Алексея Толстого во многом сходные взгляды на литературу и творческий процесс. В одном интервью она признается: «Я понимаю Алексея Николаевича изнутри. Как он кладет фразу… У меня есть генетическая память. Например, когда я устаю, тру лицо руками. И вдруг читаю в воспоминаниях, что у него была такая же привычка…. Гражданство — это ничто. Твоя страна — это твой язык….». Действительно, оба писателя – и дед, и внучка – считали, что писатель должен хорошо знать людей, народ и его язык. Алексей Николаевич черпал свои знания из «пыточных» записей, старинных судебных актов, так как именно во время пыток дьяки записывали живой язык, на котором говорили русские лет уже тысячу: «В судебных (пыточных) актах – язык дела, там не гнушались ´подлой´ речью, там рассказывала, стонала, лгала, вопила от боли и страха народная Русь». Татьяна Никитична, в свою очередь, считает, что «единственное пространство, единственное вольное место, где можно – если повезет – послушать глас народный и неподдельный, – это троллейбус… Если чаще кататься на троллейбусе – и неважно на каком маршруте, и неважно, с какими пассажирами, – можно составить себе довольно ясную картину народного мировоззрения». Вероятно, в том числе, и благодаря этой способности чувствовать язык, произведения Татьяны Никитичны и Алексея Николаевича приобрели были столь успешны у читателей.
Вернуться к списку